Главная » 2011 » Апрель » 17 » Тихий ребёнок в ясельной группе
загрузка...
18:14
Тихий ребёнок в ясельной группе
Воспитателю ясельной группы приходится работать с детьми разных темпераментов. 

Достаточно условно можно разделить детей на „шумных" и „тихих" Первых больше, но и тихонь немало. Почему же дети становятся „шумными" или „тихими"? И как воспитателю ясельной группы себя вести с теми и другими?
Наверное, многим воспитателям приходилось наблюдать в детском саду такие сцены. Привели в группу двух детей. Один устраивает истерику, ревет, бьет ручками и ножками... Конечно, малыша пытаются успокоить, приласкать. В общем, все внимание — этому юному скандалисту.
А в это время какая-нибудь тихая девонька, попрощавшись с мамой, сидит в уголке...

Только что эта малышка крепко-крепко и долго-долго обнимала свою маму. Однако сколько можно прощаться? Надо же и на работу успеть. Мама мягко, но очень решительно отрывает дочь от себя, уходит, улыбнувшись и помахав рукой. Этого, впрочем, никто не видит,
кроме самой тихони. Все заняты буйной скандалисткой.

Пока шумную девочку успокаивают, стирают с ее красного личика слезки и сопельки, поправляют на ней колготки и вообще возвращают ей нормальный человеческий облик, тихоня сидит в уголке, сжавшись, сгорбившись, как старушка. Унылая и печальная. Но не плачет, ни о чем не просит. И никто на нее не обращает внимания.

После зарядки и завтрака, шумный ребёнок  весело бегает, играет, замечательно себя чувствует. А тихоня все еще уныла, хотя уже не так печальна. Она тоже играет, но вяло и не с другими детьми, а сама по себе. 

Однако воспитатели маленькой пессимисткой довольны. Не слышно ее, не видно, никаких с ней проблем. Она послушная: что ни скажешь — беспрекословно делает. В общем, то ли она есть, то ли ее нет. Идеальный ребенок для воспитателя ясельной группы.

Демонстрируя свои эмоции, шумный малыш добивается еще и внимания взрослых, что для всех без исключения детей очень важно. Тихий же страдает от недостатка внимания. Но так как он тихий, то не умеет привлечь к себе внимание — и от этого страдает еще больше. Получается замкнутый круг. Разорвать его можем только мы, воспитатели.

Эмоции „шумного" ребенка яркие, но неустойчивые, постоянно сменяют друг друга. Эмоции „тихого" могут быть очень длительными, но, не проявляясь столь ярко, они не привлекают нас, и мы о них не знаем

Есть такая поговорка: „Пустая посуда гремит". Частенько это можно сказать и о „шумных" детях. Именно их переживания, такие внешне эффектные, нередко вызываются сущими пустяками: это бури даже не в стакане воды, а в чайной ложечке.

Напротив, переживания „тихих" детей — даже совсем маленьких — бывают на удивление глубокими.


Эмоции „шумного" ребенка яркие, но неустойчивые, постоянно сменяют друг друга. Эмоции „тихого" могут быть очень длительными, но, не проявляясь столь ярко, они не привлекают нас, и мы о них не знаем


Тонкие, творческие натуры чаще попадаются среди „тихих" детей. Из них
могут получиться и неврастеники, а могут — писатели, музыканты, ученые. Большинство „шумных" становятся „обычными" людьми. Они плывут по жизни широкими взмахами, легко адаптируются почти к любым внешним условиям и неплохо себя чувствуют. „Тихие" же, когда их что-либо ранит, норовят „уйти на дно" и спрятаться там в какую-нибудь норку, иногда — надолго.

Поскольку современное общество ориентировано на потребности большинства, а большинство составляют „шумные", то наши герои склонны жить на обочине общества, создавая для себя особые маленькие ниши. И начинается это уже в ясельной группе в детском саду.

.Еще одна проблема „тихих" — массовое воспитание и обучение в садах и школах. В этих условиях „шумные" чувствуют себя лучше. „Тихий" ребенок может хорошо учиться, но чувствует себя все же менее комфортно.


К малышке, которая теряется в новой обстановке, нужен особый подход
Следует ли из всего сказанного, что быть „тихим" плохо, а „шумным" хорошо? Что „тихость" — это своего рода недостаток?

Нет. Это индивидуальность, но не недостаток. Недостаток — это когда чего-то не хватает. Того, что вообще-то должно бьггь. Особая чувствительность, ранимость — не недостаток. Наоборот — достоинство. Как я уже сказал, многие деятели науки и культуры — это бывшие „тихие" дети. Они наблюдательнее, тоньше, а потому способны достичь успехов в интеллектуальной творческой деятельности.

„Тихие" дети лучше различают нюансы человеческих отношений, из них нередко получаются и хорошие психологи.

Такие люди менее склонны поддаваться нажиму извне, они внутренне упрямы, нравственно более стойки.

Так что проблемы „тихих" детей часто возникают из-за того, что мы не умеем с ними общаться и их воспитывать.

В общем-то, эта статья написана с целью высказать одну простую мысль:

„Тихие" дети более трудные. Они сложнее, глубже, тоньше, в их внутреннем мире бывает непросто разобраться

Их воспитание требует более „тонкой обработки", а значит, более высокой квалификации воспитателя.

Хорошо, что в мире есть разные люди. Странное это понятие — „не такой, как все". В сущности, оно лишено содержания. Нет никакого стандарта, под который нужно подгонять детей.

Так что, если ребенок не создает шума, не плачет и не жалуется, это еще не значит, что с ним нет проблем. Тихая вода глубока. 

Что стоит учесть воспитателю в общении с тихим ребёнком в группе:

1 Попробуйте понять, почему малыш такой. Это темперамент или особая ранимость, неуверенность в себе или застенчивость?

2 Если ребенок не умеет проявлять эмоции, редко чего-то требует, постарайтесь научиться понимать, что ему нужно, без явных просьб с его стороны: это требует наблюдательности и внимания к малышу.

3 „Тихие" дети часто страдают от недостатка внимания. Привлекать его криком и шумом они не умеют, а взрослые, занятые своими делами, замечают детей только тогда, когда возникают проблемы. Поэтому к „тихому" ребенку следует быть особенно внимательным.

4 Не стоит заставлять кроху играть с другими: это еще больше оттолкнет ребенка от шумных игр. Однако очень часто такой малыш сам хотел бы побегать со всеми, но стесняется или боится. Тогда подтолкните его, но очень мягко, деликатно.

5 То, что ребенок „тихий" и медлительный, не должно вызывать отрицательной оценки („Ну что ты опять копаешься?!", „Хватит уже сидеть в уголке, пошел бы побегал!"). Если малыш особо чувствительный, то под влиянием такого рода реплик он будет считать себя ущербным. А это ведь не так. Принимайте ребенка таким, какой он есть.

6 „Тихие" дети труднее привыкают к детсаду. А им-то он особенно нужен, ведь такой малыш трудно сходится с людьми, осваивается в новой обстановке. Хорошо бы воспитателю учитывать индивидуальность ребенка, уделял ему больше внимания, не травмировал резкими замечаниями, помогал втягиваться в общие дела и игры.

 Чтобы дисциплинировать „тихоню", лучше апеллировать к его чувствам („Ты огорчил няню!"), а не заставлять что-то делать. Такие дети очень привязаны к близким, а кроме того, они вообще внешне послушные, хотя внутренне могут быть очень упертыми и самостоятельными. Давление на такого ребенка может привести к душевной травме. 

Удачи вам дорогие воспитатели ясельной группы в работе с тихими детьми!

Категория: Советы из практики | Просмотро
загрузка...
:
3661
| Добавил: Sokolova
Всего комментариев
загрузка...
: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]