Главная » Статьи » Обзор развивающих методик

Как понять душевное состояние ребёнка по рисунку

Речь пойдёт о рисунке человека. Рисунок человека  информационный тест. Попросите ребёнка изобразить человека в полный рост. <!--more-->Не торопите, пусть подойдёт к задаче со всем старанием, только тогда рисунок будет нести информацию о психологическом настрое ребёнка. 
Посмотрите, как изображена голова человека – самая важная часть тела, отвечающая за интеллектуальное развитие и волю. Если она слишком маленькая, ребёнок сомневается в своих способностях, но это не означает, что он их не имеет.  Если голова нарисована нечётко – это говорит о неуверенности и застенчивости. Имеет значение и то в какую очередь ребёнок нарисовал голову, если в последнею, то он страдает от межличностных конфликтов. 

Шея символизирует связь между собственными желаниями и разумным контролем этих желаний, соотношение между хочу и надо.  В рисунках малышей шея отсутствует, они не могут контролировать свои желания. Но у школьников уже должна быть функция самоконтроля. 

Очень крупная шея показывает стремление контролировать свои неуёмные желания . тонкая и длинная шея показывает самоустранение от решения проблемы слишком многих желаний прихотей.  Толстая и  короткая шея говорит о слабости воли ребёнка и невозможности справиться со своими капризами. 
Плечи очень важный и серьезный элемент рисунка, особенно у мальчиков. Несмотря на то что плечи являются признаком физической силы и потребности во власти  их размеры свидетельствуют о общей оценке человека, как личности. Слишком широкие плечи говорят о том, что ребёнок ощущает свою большую силу, а узкие на признание своей ничтожности во всех смыслах.  Угловатые плечи признак чрезмерной осторожности и повышенной тревожности. Плечи могут быть покатыми и характеризовать низкий жизненный тонус ребенка, его пессимистичное настроение, чувство вины. 
Туловище обозначает жизненные силы. Если туловище угловатое или квадратное, то это мужественность. Слишком крупное туловище свидетельствует о недостатке любви, ласки, общения. Непропорционально маленькое туловище говорит о том, что ребёнок чувствует себя униженным и непонятым. 
Отсутствие рук и ног на рисунке даже маленького ребёнка говорит о том, что у малыша нет крепкого психологического контакта с матерью и другими близкими людьми. 
Кисти рук с пальцами ребёнок рисует обычно тогда, когда он чувствует себя самостоятельной личностью, способным что то делать без помощи мамы. Если этого нет, то руки ребёнок изображает просто палочками. 
Сначала на руке может быть не пять пальцев, а больше или меньше. Если больше, то ребёнок чувствует себя сильным. Если на левой руке больше пальцев, значит  ребенок доминирует  в семье, на правой – доминирует в школе, саду итд. Меньшее количество пальцев говорит о том, что  ребёнок чувствует себя более слабым, чем окружающие. 
Непропорционально длинные и мускулистые руки – признак потребности в физической силе и смелости, а также больших амбициях. Очень короткие руки, наоборот, говорят об ограниченности стремлений и ощущении собственной неадекватности. Изображённые близко к телу руки говорят о напряжении. Руки за спиной или в карманах о чувстве вины и неуверенности в себе. Широкий размах рук – об интенсивном стремлении к действию. 
Изображенные на рисунке ноги показывают, как ребёнок чувствует свое положение в семье и в обществе, то есть как твёрдо он стоит на ногах.  Если ноги слишком длинные, то он явно стремится к независимости.  Если нарисованный человек твердо стоит на обеих ногах, значит, на душе ребенка спокойно, он чувствует себя защищённым. 
Лицо. Глаза, уши, рот, нос являются  рецепторами внешних раздражителей и определяют чувственный контакт с действительностью. Так, тщательно прорисованные черты лица означает сильную озабоченность чем то своей внешностью или взаимоотношениями со сверстниками. Подчёркнутый подбородок свидетельствует о нереализованной потребности в лидерстве. 
Слишком крупный подбородок ощущение собственной слабости и нерешительности и переживание по этому поводу. Уши на рисунке являются символом  восприятия чужой критики и зависимости от отношения к себе других людей. 
Если уши изображены слишком крупными или явно выделяются, то ребёнок очень чувствителен к критике и старается быть послушным только для того, чтобы его не ругали. Маленькие уши или отсутствие их говорят о нежелание ребёнка слушать критику окружающих. 
Если ребёнок скрывает глаза на рисунке, то у него потеряно доверие к окружающим людям, он старается избежать контактов с ними, не хочет, чтобы его замечали , большие расширенные глаза говорят о тревожности, беспокойстве и потребности в защите. Слишком маленькие и узкие глаза символизируют о зависимости и замкнутости ребёнка, который не позволяет себе проявлять эмоции.  
Большой рот считается символом агрессивности, особенно если прорисованы зубы. Неестественный рот в клоунском изгибе говорит о неискренности чувств и вынужденной приветливости в отношениях с некоторыми людьми. Лицо безо рта или со слишком маленьким ртом, изображённый чёрточкой, говорит о  невозможности ребёнка сообщать о себе и влиять на других с помощью слов. Важна и поза. Если голова представлена в профиль, а тело в анфас.  Это значит тревожность и потребность в общении. Нарушение симметричности в изображении свидетельствует об отсутствии личного равновесия. Искажения справа это нарушения с окружающими вне семьи.,  а  с левой нарушения в семье. Особую тревогу должны вызвать отсутствие частей тела – это серьезные личностные проблемы. 
Никогда не делайте выводы категоричные, это всего лишь отражение процессов, которые происходят в психике сегодня. 

Категория: Обзор развивающих методик | Добавил: Sokolova (02 Окт 2015)
Просмотров: 621 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]