загрузка...
Уровень материнской компетентности в воспитании ребенка после его рождения, — сообщает нам словарь, — определяется не только умением матери осуществлять правильный уход за младенцем (соблюдать правила гигиены, следить за его здоровьем, удовлетворять потребности в пище, тепле, т.е. создавать физиологический комфорт), но также знанием психологических потребностей маленького ребенка и способностью удовлетворять их”. Не редки случаи, когда жестокие матери из социальных низов даже
не переживают о том, что они неправильно воспитывают детей. В то же время некоторые совершенно замечательные мамочки дарят крохе свою любовь и заботу, но при этом постоянно переживают, что все идет не так. Почему же это происходит?
Причин масса. Первая — перекос нашего сознания в сторону „научности” и интеллекта. Мы как-то незаметно для самих себя стали всерьез верить в то, что в этом мире все уже исследовано и изучено, что человеком можно грамотно манипулировать, что современные аппараты могут распознать любое заболевание, что от всех болезней уже существуют лекарства. Мы также верим, что разработаны рецепты „правильного” вынашивания, воспитания, вскармливания и прочая, и прочая, что существуют специалисты, которые знают, как правильно. В действительности же человек все еще огромная загадка, несмотря на множество научных исследований. А попытки поглотить массу информации и получить этакую „инструкцию к ребенку” чаще всего приводят к ощущению, что все идет не так, не по правилам, ведь все дети разные, „как по книжке” не развиваются, на советы из книг могут реагировать самым парадоксальным образом. Мама продолжает искать „рецепты” и „руководства к действию”, нервничает, и в результате страдает ее внутреннее чувство собственной компетенции. Вторая причина — инфантильность нашего общества. Многие мамы стремятся опереться на чей-либо авторитет и переложить на него ответственность за здоровье и благополучие малыша. Обычно в качестве такого авторитета выступает педиатр. Справедливости ради надо отметить, что многие детские врачи сами работают на авторитетный и даже авторитарный имидж, запугивают, требуют подчинения. И вот уже доктор не просто дает рекомендации, но и выносит крайне строгие оценки в резкой форме, делает негативные прогнозы типа: „Если вы сейчас не сделаете то-то и то-то…” или „ Да так он у вас никогда не сможет…” Когда авторитетный человек воздействует на маму через ее страхи, он понижает ее чувство компетенции, а вот уровень тревожности, напротив, повышает. Инфантильность также проявляется в привычке сравнивать детей и оценивать себя через ребенка: малыш часто болеет? Значит, мама „некачественная”. Позже соседского Васи начал ходить, их ребёнок в 1 год и 3 мес говорит? Мама плохо занималась. Увы, у нас до сих пор так принято. Разумеется, на мамину компетенцию влияют и черты
характера, и семейная обстановка, и социум, в котором она находится. Люди в большей или меньшей степени уверены в себе от природы и условий воспитания, это уже черта личности. Если родственники склонны часто критиковать женщину и ее детей, возникновение чувства несостоятельности намного вероятней: сто раз выслушаешь от свекрови, что дети недокормлены и разболтаны, поневоле начнешь в себе сомневаться. Пример со средой еще проще: скажем, активный ребенок на отдыхе в Турции ни у кого не вызывает нареканий, лишь восторг, и мамина тревога снижается. Однако стоит вернуться в школу или садик, как снова приходит пора выслушивать, что с малышом и мамой что-то не так.
|