Главная » Статьи » Библиотека родителя

Януш Корчак. О простуде
У ребенка температура.
     Насморк.
     Это очень опасно? А когда он выздоровеет?
     Наш ответ итог размышлений, основанных на знаниях и на наблюдении.
     Итак: сильный  ребенок справится с  болезнью за день-два.  Если болезнь
серьезная, а ребенок  слабенький, недомогание может  затянуться  на  неделю.
Видно будет.
     Или, скажем, болезнь пустяковая, но ребенок  очень мал. У грудных детей
насморк со слизистой носа часто переходит на горло, трахею,
     бронхи. В этом вы сможете убедиться сами.
     Наконец:   из   ста  аналогичных  случаев  девяносто  кончается  скорым
выздоровлением.  в   семи-недомогание   затягивается,   в   трех-развивается
серьезная болезнь и даже возможна смерть.
     Правда, может, за легким насморком скрывалась другая болезнь?
     Но мать требует точного ответа, а не предположения.
     Диагноз можно  дополнить исследованием выделений из  носа. мочи, крови,
спинномозговой  жидкости,  можно   сделать   рентгеновский  снимок,  вызвать
специалистов.  Тогда  процент достоверности  в диагнозе и  анамнезе, даже  в
лечении  возрастет.  Но  не  будет  ли  этот  плюс  сведен  к  нулю   вредом
многократных осмотров,  присутствием  множества  врачей, из  которых  каждый
может  занести  куда  более  страшную инфекцию в  волосах,  складках одежды,
дыхании?
     Где он мог простудиться?
     Этого можно было избежать.
     Но эта легкая болезнь,  не даст ли она ребенку силы противостоять более
серьезной,  с которой он столкнется через неделю, через месяц, не улучшит ли
она защитный  механизм  термического  центра мозга, желез,  составных частиц
крови. Разве мы можем изолировать  ребенка  от воздуха, которым он дышит и в
кубическом сантиметре которого содержатся тысячи бактерий?
     И не будет ли это новое столкновение между тем, чего мы  хотели, и тем,
чему вынуждены  уступить, еще  одной попыткой  вооружить  мать не знанием, а
разумом, без которого не вырастить хорошего ребенка?
     25.
     Пока смерть  косила  рожениц,  о новорожденном  думать было некогда. На
него  обратили  внимание,  когда  асептика  и   помощь   при   родах   стали
гарантировать жизнь матери. Пока смерть  косила новорожденных,  все внимание
науки  было  сконцентрировано  на бутылочках и пеленках. Может, недалек  тот
час,  когда  мы  заговорим не  только  о  вегетативном,  но и  о психическом
развитии ребенка до года, о его личности,  о его жизни. Сделанное до сих пор
ничтожно это еще даже не начало работы.
     Бесконечен ряд  психологических задач  и задач,  находящихся на границе
между  соматикой  и психикой  новорожденного.  Наполеон страдал  родимчиком.
Бисмарк был рахитиком. И, уж бесспорно, каждый  пророк и преступник. герой и
предатель,  прежде  чем стать зрелым человеком, был  младенцем.  И собираясь
исследовать истоки  мыслей,  чувств  и стремлений, узнать,  что они из  себя
представляли,  пока не  развились,  дифференцировались  и  определились,  мы
должны обратиться к нему, к новорожденному.
     Только при вопиющем невежестве и верхоглядстве можно не заметить, что в
новорожденном    воплощена   некая    четко   очерченная   индивидуальность,
складывающаяся  из  врожденного темперамента, силы интеллекта, самочувствия,
жизненных впечатлений.
     26.
     Сто новорожденных. Я  склоняюсь над кроваткой каждого. Они разные: одни
прожили  недели, другие месяцы, разного веса и разное прошлое у их "кривых",
больные, выздоравливающие, здоровые и едва удерживающиеся среди живых.
     Я  встречаю  разные  взгляды-  тусклые,  подернутые  пеленой,  лишенные
выражения;   упрямые   и  болезненно  сосредоточенные,  живые,  дружеские  и
вызывающие.  И  улыбки-приветливая,  внезапная, дружеская  или  улыбка после
внимательного изучения, или улыбка-ответ на мою улыбку и ласковое слово.
     То, что поначалу казалось мне случайностью, повторяется изо дня в день.
Записываю,  выделяю  детей  доверчивых  и   недоверчивых,  уравновешенных  и
капризных, веселых и мрачных, нерешительных, запуганных и недружелюбных.
     Всегда веселый ребенок:  улыбается  до и после кормления, разбуженный и
сонный,  поднимет  веки,  улыбнется  и заснет.  Всегда мрачный:  здоровается
беспокойно, едва ли не плача, за три недели улыбнулся мимолетно всего раз...
     Осматриваю горло у  детей.  Протест живой,  бурный, горячий. Или нехотя
скривится,  нетерпеливо  мотнет  головой   и  уже  радостно  улыбается.  Или
подозрительная  чуткость к каждому движению чужой руки, взрыв  гнева, прежде
чем понял...
     Массовые прививки оспы, по пятьдесят в час. Это  уже эксперимент. Снова
у   одних  реакция  мгновенная   и   решительная,  у  других-постепенная   и
неуверенная, у третьих-равнодушие.  Один  ограничивается  удивлением, другой
беспокоится, третий бьет тревогу;
     один быстро приходит в себя, другой помнит долго, не прощает.
     Кто-нибудь скажет: а грудничковый возраст? Верно, но только в известной
мере. А быстрота ориентации, память о пережитом? О,  мы знаем детей, которые
болезненно  пережили знакомство с хирургом, знаем, что  бывают дети, которые
не хотят пить молоко, потому что им давали белую эмульсию с камфорой.
     А разве что-то другое влияет на психический облик зрелого человека?
     27. Один новорожденный.
     Едва родился, как сразу поладил с холодным воздухом, жесткой  пеленкой,
неприятными звуками,  работой сосания. Сосет трудолюбиво, расчетливо, смело.
Уже  улыбается,  уже   лепечет,  уже  владеет  руками.  Растет,   исследует,
совершенствуется,  ползает,  ходит,   лепечет,  говорит.  Как  и  когда  это
случилось?
     Спокойное, ничем не омраченное развитие.
     Второй новорожденный.
     Прошла неделя, прежде чем научился сосать. Несколько неспокойных ночей.
Неделя покоя,  однодневная буря. Развитие  вяловатое, зубы режутся трудно. А
вообще по-разному бывало, теперь уже в порядке, спокойный, милый, радостный.
     Может, врожденный флегматик, недостаточно тщательный уход, недостаточно
разработанная грудь, счастливое развитие.
     Третий новорожденный.
     Сплошные неожиданности. Веселый, легко возбуждается, задетый не-
     приятным  впечатлением, внешним  или внутренним,  борется отчаянно,  не
жалея энергии. Движения живые, резкие перемены, сегодня не похоже  на вчера.
Учится-и тут  же забывает.  Развитие  идет по ломаной кривой, со взлетами  и
падениями. Неожиданности от самых приятных до  внешне страшных. Так что и не
скажешь: наконец-то...
     Буян, раздражителен, капризен, может вырасти замечательный человек.
     Четвертый новорожденный.
     Если  сосчитать  солнечные  и  дождливые  дни,  первых  будет  немного.
Основной фон-недовольство. Нет боли-есть неприятные ощущения, нет крика-есть
беспокойство. Все бы хорошо, если бы... Без оговорок-ни на шаг.
     Это ребенок со щербинкой, неразумно воспитанный...
     Температура в комнате,  избыток молока в  100  граммов, недостаток  100
граммов  воды-это  факторы  не  только  гигиенические,  но и воспитательные.
Новорожденный,  которому предстоит  столько  разведать  и  узнать,  освоить,
полюбить  н  возненавидеть,  защищать  и  требовать,  должен  иметь  хорошее
самочувствие,  независимо  от  врожденного темперамента, быстрого иди вялого
ума.
     Вместо навязанного  нам неологизма  "грудничок"  я пользуюсь  старинным
словом  "младенец".  Греки  говорили-  nepios,  римляне  -  infans.  Если уж
польский язык  нуждается в новом слове, то зачем было переводить безобразное
немецкое   Saugling?  НЕЛЬЗЯ  некритично   пользоваться  словарем  старых  и
употребляемых слов.
Категория: Библиотека родителя | Добавил: Sokolova (08 Апр 2010)
Просмотров: 1419 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]